Прокуратура разъяcняет

16 декабря 2011

Урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе.


В соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ), гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ст. 14); обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (ст.15); гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.17).

Статья 19 Закона № 79-ФЗ дает определение конфликта интересов как ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

В свою очередь, представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Аналогичные нормы содержатся в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ), где под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. При этом под личной заинтересованностью государственного служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Выявление конфликта интересов может осуществляться путем анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственным служащим; рассмотрения уведомления об обращении в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, информации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, служебных записок должностных лиц государственного органа, обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации.

Возникновение конфликта интересов на государственной службе обусловливается наличием определенных условий, к которым следует отнести наличие противоречий между действующими нормативными правовыми актами одного уровня, включение в них положений, способствующих коррупционным проявлениям, создающих необоснованные преференции либо ущемляющих права и законные интересы отдельных субъектов; пробелы в правовом регулировании; чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества; принятие правовых актов с нарушением установленной компетенции; не информирование либо недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти; отсутствие либо недостаточность реальной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей; ненадлежащий контроль за выполнением государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, несоблюдение организационной и служебной дисциплины; несовпадение между законодательно установленными принципами, порядком поступления и прохождения государственной службы и реальным осуществлением кадровой, организационной и управленческой политики в органе государственной власти; отсутствие или недостаточное использование материальных и моральных ресурсов мотивации государственного служащего; намеренное или ненамеренное антисоциальное поведение служащего; индивидуальную неудовлетворенность социальными условиями вследствие неравного доступа к социальным благам.

Закон № 273-ФЗ, в свою очередь, также предусматривает несколько способов предотвращения или урегулирования конфликта интересов на государственной службе:

- изменение должностного (служебного) положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей;

- отказ государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

- отвод (самоотвод) государственного служащего в установленных действующим законодательством случаях и порядке.

Указанные способы нельзя считать исчерпывающими. Цель предотвращения и урегулирования конфликта интересов может быть также достигнута следующими путями:

- ограничением доступа служащего к конкретной информации;

- усилением контроля выполнения государственным служащим обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов;

- установлением коллегиального порядка принятия решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.

Использование всех рассмотренных выше мер отнесено к компетенции представителя нанимателя. Однако решение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов чаще всего требует выяснения большого количества обстоятельств и, соответственно, достаточно больших временных затрат. Поэтому для рассмотрения вопросов об урегулировании конфликта интересов в государственных органах, в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», создаются соответствующие комиссии, которыми по итогам заседания может быть принято одно из следующих решений:

- установить, что государственный служащий соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;

- установить, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

Помощник прокурора города Тулы О.Б. Никонорова

Назад